Пушкина назвала победой решения судов об изменениях в законы о побоях
На этой неделе Верховный суд предложил запретить закрывать дела о побоях по примирению, а Конституционный признал незаконным отказ возбуждать уголовные дела против уже судимых за побои. Депутат в беседе с РБК оценила их решения

Оксана Пушкина
Положения ст. 116.1 Уголовного кодекса, согласно которой к уголовной ответственности за нанесение побоев не может быть привлечено лицо, ранее признававшееся виновным в совершении такогоже преступления, 9 апреля были признаны не соответствующими Конституции России. Заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы Оксана Пушкина в беседе с РБК назвала это решение Конституционного суда (КС) победой здравого смысла.
По действующим законам за нанесение побоев виновный в первый раз наказывается по ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая предусматривает штраф до 30 тыс. руб. или административный арест на 10–15 суток. Если история повторится, виновника должны судить уже в уголовном порядке (максимальное наказание— арест на срок до трех месяцев). Но тому, у кого есть неснятая и непогашенная судимость по ст. 116.1 УК, но к административной ответственности за нанесение побоев он не привлекался уже больше года, вновь грозит максимум 15 суток.
Пока статья 116.1 УК еще действует, но КС обязал Госдуму изменить ее. Эта статья ставит тех, у кого есть судимость, в привилегированное положение по отношению к тем, кто подвергнут административному наказанию, отметила в разговоре с РБК Пушкина. Однако повторное совершения преступления свидетельствует, что человек не исправился, то есть он более опасен, чем тот, кто нарушил закон впервые.
«Повторность указывает на устойчивость поведения виновного, склонность к разрешению конфликтов насильственным способом, неуважение к достоинству личности»,— отметила депутат.— Но хочу подчеркнуть, что все эти решения— работа с последствиями, а не с источниками проблемы домашнего насилия, которое требует именно профилактики! Болезнь надо лечить, а пока мы подлечиваем побочные явления».

По словам Пушкиной, закон о борьбе с домашним насилием уже готов, как и его законы-спутники. «Можно былобы успеть внести этот документ до окончания работы Госдумы седьмого созыва. Но, думаю, спешка навредит. Инициатива потребует вдумчивой работы законодателей теперь уже нового состава Думы»,— сообщила депутат.
Пушкина— один из авторов этого законопроекта. В середине марта она сообщила, что не будет выдвигаться на выборы в Госдуму от своего округа в Подмосковье.
Читайте на РБК Pro

Глава «Ашана» в России — РБК: «Бизнес-модель «Ашана» больше не работает»

«Вас унижают и вы — в ответ»: эксперты «Сколково» — о токсичных компаниях

РБК Pro: стоит ли шантажировать работодателя своим уходом

Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз
Она также прокомментировала РБКпредложение Верховного суда запретить закрывать дела о побоях по примирению. Речь идет о законопроекте, который вносит изменения в статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, касающиеся побоев, причинения легкого вреда здоровью и клеветы без отягчающих обстоятельств. ВС предложил перенести такие дела (ч. 1 ст. 115, ст. 116.1 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ), которые сейчас проходят по процедуре частного обвинения, в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения.
«Если эти предложения будут приняты, доказывать наличие состава преступления будут уже правоохранительные органы в ходе обязательного предварительного расследования. А принимать решение о прекращении таких уголовных дел по примирению сторон суд будет не автоматически, а с учетом обстоятельств дела и степени опасности обвиняемого»,— пояснила Пушкина.
По ее словам, загвоздкалишь в том, что Верховный суд также предложил ввести процедуру частно-публичного обвинения и длястатьи о клевете без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 128.1 УК). «А ведь мы понимаем, что домашние тираны в ответ на обвинения в свой адрес будут говорить: «Она меня оклеветала». Я считаю неправильным объединять в одну категорию насильственные и ненасильственные преступления. Чтобы не создавать лазейку для насильников, статью о клевете нужно вывести из законопроекта»,— считаетдепутат.

Пушкина заметила, что предложение Верховного суда— это шаг в верном направлении. «Но предложения Верховного суда сами по себе не создают систему профилактики семейно-бытового насилия. Сегодня есть четкое понимание, что действующую правовую основу профилактики преступлений необходимо дополнять специальными нормами о предупреждении домашнего насилия. Как показывает мировой опыт, для этого необходим специальный закон, который станет основой профилактики таких преступлений»,— предупредила она.
В России также необходима «массированная информационная кампания в СМИ и социальная реклама о проблемах насилия в семьях, нужно публиковать контакты социальных служб и кризисных центров, телефоны доверия», призвала собеседница РБК. «Жертвы должны понять, что государство на их стороне, и поверить, что помощь придет. В этой работе могут очень помочь и структуры Министерства внутренних дел»,— резюмировала она.

Виктория Полякова











