«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

0
42

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Стремительная карьера на телевидении, преподавание и правозащитная деятельность. Путь Николая Сванидзе— в материале РБК

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: из личного архива

Журналист и правозащитник Николай Сванидзе родился в 1955 году в Москве. Его отец был одним из руководителей Политиздата при ЦК КПСС, мать— историком-медиевистом и преподавателем МГУ и Историко-архивного института (теперь— РГГУ). Оба деда были репрессированы: дед по линии матери попал за решетку в результате доноса, дед по линии отца был первым секретарем Тбилисского обкома партии и умер во время допроса в Тбилиси. Версию, что дед со стороны отца был родственником первой жены Иосифа Сталина Екатерины Сванидзе, Николай опровергал: «Нет, это совершенно разные люди, однофамильцы».

Сванидзе учился в специализированной школе с углубленным изучением английского языка (сейчас— №1522). Затем поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1977 году. После университета работал младшим научным сотрудником в Институте США и Канады АН СССР, а с 1990 года преподавал в Историко-архивном институте.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

С 1991 года Сванидзе работал на телевидении. Сначала был закадровым комментатором информационной программы «Вести», затем стал автором и ведущим программ «Лицом к России» и «Контрасты».

Во время вооруженного противостояния сторонников президента Бориса Ельцина и Верховного Совета 3–4 октября 1993 года Сванидзе вне смены вышел в эфир ВГТРК. «Тогда еще мобильных телефонов не было, это был воскресный день, мы отдыхали с женой <…>. Я поехал на работу и пошел в эфир в чем был— небритый, без галстука. Я был без галстука и без пиджака, в каком-то желтом свитере»,— вспоминал он. По словам журналиста, выходя в эфир, работники ВГТРК ожидали штурма— ранее было захвачено «Останкино».

В январе 1994 года Борис Ельцин наградил Николая Сванидзе орденом «За личное мужество» за освещение событий октября. «За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряженных с риском для жизни»,— отмечалось в указе.

В 1994 году Сванидзе был приглашен в качестве члена жюри на первый Международный фестиваль массмедиа «Гонг-94» (на фото— Николай Сванидзе на фестивале). По итогам тайного голосования звание «журналист года» тогда получил телеведущий Владислав Листьев.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Алексей Бойцов / РИА Новости

В январе 1994 года вместе с Сергеем Доренко вел на РТР программу «Подробности» и в следующем году получил за нее премию ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий информационной передачи» (на фото— церемония вручения ТЭФИ-95 в Московском художественном театре им. А.П. Чехова).

В 1996 году Сванидзе стал ведущим авторской еженедельной программы «Зеркало» на РТР— второй аналитической программы на телевидении после «Итогов» Евгения Киселева (внесен российским Минюстом в реестр иностранных агентов в апреле 2022 года).

С февраля 1997-го по май 1998 года Николай Сванидзе был председателем ВГТРК. «Я пришел в ВГТРК 3 января 1991 года, и у меня в трудовой книжке одна запись. Сначала был «подносчиком патронов» в аналитической группе без прямого эфира, потом— автором закадровых и кадровых комментариев, руководителем информационной программы, заместителем председателя и председателем ВГТРК. Согласен, это стремительная карьера, но так бывает во всех революциях и войнах, быстрые «взлеты» порождаются критическими, экстремальными ситуациями, и это касается не только России»,— говорил он.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ФСБ сообщила о попытке сотрудника ГУР выкрасть сына из России

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Владимир Яцина / ТАСС

В 1997 году неизвестные похитили в Грозном сотрудников «Радио России» Юрия Архипова, Льва Зельцера и Николая Мамулашвили, а также корреспондента ИТАР-ТАСС Николая Загнойко. Цель похищения была неизвестна. Спустя три месяца российским властям удалось спасти их из плена.

Как председатель ВГТРК Николай Сванидзе был одним из тех, кто встретил возвратившихся журналистов. В день их возвращения в здании ВГТРК прошла пресс-конференция, где обсуждалась операция по освобождению. На фото— участники пресс-конференции 9 июня 1997 года (слева направо): Лев Зельцер, Юрий Архипов, Николай Загнойко, Виталий Игнатенко, секретарь Совета безопасности Дагестана Магомед Толбоев, Николай Сванидзе и Николай Мамулашвили.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Александр Сенцов, Александр Чумичев / ТАСС

В августе 1997 года Борис Ельцин подписал указ о создании телеканала «Культура» в структуре ВГТРК, его главным редактором был назначен Михаил Швыдкой. С этого времени началась подготовка к запуску канала, который запланировали на 1 ноября 1997 года. За день до начала вещания Борис Ельцин пригласил на встречу Сванидзе и Швыдкого (на фото— кадр со встречи). «Инициатива в разговоре исходила от Бориса Ельцина, но при этом он не давал руководящих указаний, а говорил на общечеловеческие темы»,— рассказал после встречи Сванидзе.

В октябре 2000 года Николай Сванидзе изменил формат своей передачи «Зеркало». Она стала выходить в формате ток-шоу— журналист с гостями обсуждали главные темы недели. «Спокойная аналитическая программа с «говорящей головой» хороша для баррикадных ситуаций. А когда в политике все стало более или менее спокойно— нужно искать другой способ продажи политики»,— пояснил он. На программу приходили ведущие чиновники и политики, в 2001 году вышел спецвыпуск «Зеркала» с первым интервью Бориса Ельцина после его отставки.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Людмила Пахомова / ТАСС

В ноябре 2002 года телеведущий принял участие в благотворительной акции, организованной компанией «Макдональдс» при поддержке ООН и посвященной Всемирному дню ребенка (на фото). Доходы от акции были направлены в 13 детских приютов в разных городах России.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: ВГТРК

В 2003 году журналист начал вести цикл документальных телепрограмм «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» (на фото— кадр из программы 4 ноября 2003 года). Каждая серия посвящена одному году XX века в России, за исключением 1917, 1941 и 1993 годов (им отвели по две серии). Повествование строилось вокруг известных людей того времени— политиков, литераторов, ученых.

«Я не первый, кто берется за исторический проект. Но никто никогда не шел такой частой расческой. Брали вкусненькое, интересненькое. А мы берем каждый год, а главное, его людей— героев каждого года. Сто персон страны»,— рассказывал Сванидзе. И подчеркивал, что относится к историческим персонажам как к людям, «которые продолжают орудовать среди нас».

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Максим Бурлак / Global Look Press

В 2013 году проект «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» был закрыт, хотя первоначально планировалось, что цикл будет иметь 100 серий, от 1901 до 2000 года. Тогда было выпущено 96 серий, охватывающих период с 1901 по 1993 год (на фото— Сванидзе с книгой Сергея Ольденбурга «Царствование императора Николая II», императору была посвящена 14-я серия программы о 1914 годе).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Греф спрогнозировал укрепление рубля

В мае 2014 года Николай Сванидзе издал серию книг «Исторические хроники» из 28 томов, так как передачи пользовались большой популярностью. С 2015 года радиоверсия проекта выходила на радио «Комсомольская правда».

Сванидзе часто приглашали на радио как эксперта по истории. В 2018 году во время обсуждения роли Сталина во Второй мировой войне в эфире радио «Комсомольская правда» он подрался с публицистом Максимом Шевченко. Сванидзе заявил, что Сталин до начала Великой Отечественной войны «довел страну до катастрофического состояния», а победа в войне— заслуга не политика, а советского народа. Шевченко в ответ назвал оппонента демагогом.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: к/с «Мирабель»

В 2006 году снялся в мини-телесериале «Жена Сталина» о судьбе второй жены Иосифа Сталина Надежды Аллилуевой. Сванидзе сыграл в картине роль Александра Сванидзе, брата первой жены Сталина (на фото— кадр из сериала).

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Анатолий Струнин / ТАСС

На фото: Николай Сванидзе и ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина(внесена в реестр иноагентов) в студии «Эха» на Новом Арбате в 2014 году.

В 2007 году вместе с Марией Ситтель в прямом эфире «Первого канала» и «России» комментировал церемонию похорон Бориса Ельцина. «Я уважал Ельцина и хоронить его было неприятно. Но согласился вести сразу— счел, что это честь для меня»,— вспоминал Сванидзе после.

С 2013 года работал на радиостанции «Серебряный дождь»: вел передачу «Тема дня за 60 секунд», являлся постоянным участником программы «Итоги недели». Он также был частым гостем студии «Эха Москвы» (в марте 2022 года совет директоров принял решение о ликвидации «Эха Москвы» после обвинений со стороны Генпрокуратуры в публикации ложных сведений о спецоперации на Украине и требований ограничить доступ к сайту)— в частности, передачи «Особое мнение»— и был автором проекта «Исторические хроники» на радио «Комсомольская правда».

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

На фото: специальное заседание СПЧ в 2014 году.

Николай Сванидзе занимался не только журналистикой, но и правозащитой. С 2005 по 2014 год он был членом Общественной палаты России (ОП), а затем вошел в состав Совета по правам человека при президенте (СПЧ).

Во время митинга на Болотной площади в 2012 году Николай Сванидзе был наблюдателем от ОП и впоследствии во время встречи с президентом рассказал о давке и толкотне из-за закрытого входа на площадь и высказал мнение, что некоторые фигуранты «болотного дела» оказались на скамье подсудимых случайно (уголовные дела тогда завели в отношении 34 участников митинга, в основном за участие в массовых беспорядках— по ст. 212 УК).

В 2019 году на ежегодной встрече членов СПЧ с Владимиром Путиным Николай Сванидзе и юрист Генри Резник подняли вопрос о согласовании митингов после акций за допуск оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В частности, Сванидзе говорил о необходимости отменить «дадинскую» статью (ст. 212.1 УК), которая предполагает уголовное наказание за неоднократные нарушения на митингах, и просил президента поддержать инициативу об обязательных номерных нагрудных знаках для полицейских, чтобы упростить идентификацию при совершении ими нарушений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Старейший производитель рыбных консервов заявил о массовой подделке са

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Александр Казаков / «Коммерсантъ»

На фото: Николай Сванидзе перед началом судебного заседания по делу «Нового величия» в 2020 году.

Выступал против ликвидации движения «За права человека» и историко-просветительского общества «Мемориал» в 2019 и 2021 годах соответственно (обе организации были признаны иностранными агентами и ликвидированы), критиковал законодательство об иноагентах, поддерживал историка Юрия Дмитриева (обвиненного в изготовлении порнографических снимков приемной дочери), а также фигурантов дела о создании экстремистского сообщества «Новое величие»— согласно позиции гособвинения, они планировали совершить «конституционный переворот с последующим захватом власти», защита заявляла о провокации спецслужб.

Вскоре после начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года Сванидзе опубликовал заявление комиссии СПЧ по политическим правам, в котором указывалось, что боевые действия влекут «тяжелые последствия, в том числе для реализации прав человека». Журналист также был одним из подписантов письма СПЧ к Генпрокуратуре с требованием проверить информацию о вербовке осужденных для участия в боевых действиях на Украине.

В ноябре 2022 года указом президента Сванидзе был исключен из СПЧ. «Решение ожидаемое, связано с моей открытой антивоенной позицией»,— прокомментировал он РБК.

В декабре журналист был уволен с должности директора Института массмедиа Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которую занимал с 2010 года.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»

На фото: Николай Сванидзе с женой Мариной на концерте Шарля Азнавура в Государственном Кремлевском дворце в 2005 году.

Жена Николая Сванидзе— журналистка Марина Жукова. Также как и Сванидзе, она историк по образованию. Пара работала вместе: в 1990-х Марина была главным редактором программы «Зеркало», которую вел Сванидзе, а затем автором и соавтором в цикле «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». В 2008 году супруги выпустили книгу «Медведев»— сборник их разговоров с Дмитрием Медведевым до его избрания на пост президента.

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Сванидзе умер в возрасте 69 лет в ночь на 12 сентября. По данным телеграм-канала Baza, причиной смерти стала пневмония: вечером 11 сентября у журналиста начался приступ кашля, поднялась температура и началась сильная одышка. Последние годы Сванидзе болел, ему диагностировали ишемию головного мозга, пишет «МК».

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Выиграйте подписку PRO в Telegram канале РБК

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Дебаты Трампа и Харрис. Что говорили кандидаты

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Опрос CNN показал уверенную победу Харрис на дебатах с Трампом

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Россия перестала быть одной из самых пьющих стран в мире

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Эрдоган назвал возвращение Крыма Украине требованием международного права

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Россиянам разрешили продавать ипотечное жилье. Как это сделать

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

10 самых популярных премиальных марок автомобилей в России в августе

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Акционеры «Яндекса» одобрили выплату первых в истории компании дивидендов

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе

Читайте РБК в Telegram! Подборканаших каналов

Авторы Теги Купить и продать или купить и сдавать: как подобрать жилье с выгодой

«Промолчать могу, соврать — нет»: история Николая Сванидзе