Кудрин заявил об изжившей себя модели экономики в России Россия эксплуатирует старую модель экономики, которая себя изжила, заявил в интервью РБК председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он считает, что для перехода к новой модели нужны экспортный прорыв и внутренние инвестиции

Алексей Кудрин
В России пока так и не получилось перехода от экономики спроса к инвестиционной модели экономики, а старая модель исчерпала себя. Такое мнение высказал в интервью РБК председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. «Мы эксплуатируем старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата. Экономика в общем не создает каких-то прорывных качеств, новых товаров»,— заявил Кудрин.
Полную текстовую версию интервью с Алексеем Кудриным читайте на РБК 3 августа, также будет доступна видеоверсия.
По его словам, темпы экономического роста в среднем за последние годы достаточно низкие. По данным Росстата (.xls), среднегодовой рост реального ВВП в 2013–2020 годах составил около 0,5%. Кудрин считает, что одно только новое качество экспорта моглобы помочь российской экономике выйти на темпы роста в 4–5% в год. Второй фактор— наращивание внутренних инвестиций.
«Мы должны стать более конкурентоспособными для экспорта. Вообще экспорт для российской экономики— это бесконечная Вселенная. «Экономика спроса» ограничена внутренним потреблением, подпиткой нефти— это старая модель. Если мы становимся более конкурентоспособными, прорываемся на внешний рынок, то этот спрос становится бесконечен»,— сказал глава Счетной палаты.
Создать «свой iPhone»
Экспорт товаров из России, по данным ФТС, в среднем за последние пять лет составил $371 млрд. В российском экспорте традиционно преобладают топливно-энергетические товары— 53% (или $87,5 млрд) за пять месяцев 2021 года. «Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели купить во всех странах,— как iPhone. Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5%, и выше»,— уверен Кудрин.

Читайте на РБК Pro

Можно ли отстранить от работы или уволить антиваксера. Что говорит закон

Джон Суини — РБК Pro: «Мировой крах был спровоцирован десятком человек»

С июля ФНС по-новому проверяет декларации компаний. Что изменилось

Банки назвали главные угрозы бесконтрольного роста экосистем в России
В апреле экономисты ВШЭ опубликовали доклад, в котором констатировали, что Россия с точки зрения «передовых технологий» удерживает лидирующие позиции только в экспорте ядерных технологий и вооружений, но в остальном является малозаметным участником глобального рынка передовых производственных технологий.
«Мало кто знает, но Китай даже в пик своей раскрутки и при 10% экономического роста в год имел иностранных инвестиций примерно 15% от всех своих инвестиций. То есть 85% инвестиций были все равно внутренними. А это трансформация ваших сбережений в инвестиции компаний. Вот в этот момент нужно инвестировать в суперпередовые технологии будущего, в товары будущего»,— утверждает глава Счетной палаты.
Предпринимательская инициатива
По его мнению, рецептами для ускорения экономического роста являются инвестиции в человеческий капитал— образование и здравоохранение, а также предпринимательская инициатива и конкуренция. «И отдельно стоит история про суды, правоохранительную деятельность, защиту прав собственности»,— добавил Кудрин.
В российской модели нужно больше свободы предпринимательства, призвал Кудрин, а пока «у нас разгосударствление экономики затормозилось, роль государства увеличивается».

Российская экономика в 2010-е годы «не просто стагнирует— она ориентируется <…> на модель без роста и развития», отмечал экономист Константин Сонин в апрельском докладе фонда «Либеральная миссия» (.pdf). По его словам, прямым источником такого положения вещей является все увеличивающаяся закрытость экономики. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова в томже докладе указывала на «равновесие низкого роста» в России, при котором основной задачей является извлечение максимальной прибыли из сырьевых сегментов и формирование на базе этих доходов финансовой подушки безопасности для государства. Производительность труда пока не может быть драйвером экономического роста в России из-за таких структурных барьеров, как доминирование госсектора в экономике, относительно низкие уровни конкуренции и инноваций, недостаточная независимость судебной власти и избирательность правоприменения, отмечало рейтинговое агентство S&P в июльском обзоре российской экономики.

Иван Ткачёв РБК в Вконтакте Мгновенные новости и видео в нашей группе Вконтакте












