Глава «Росатома» призвал избавиться от «пещерной радиофобии» Странам следует отказаться от «пещерной радиофобии», заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев. По его словам, атомную энергетику невозможно не учитывать как реальный рычаг в достижении углеродных целей

Алексей Лихачев
Странам нужно отказаться от «примитивного» понимания перехода к «зеленой» энергетике, а также избавиться от «пещерной радиофобии». Об этом заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев в ходе сессии «Пути низкоуглеродного развития: роль и подходы России» на климатической конференции ООН СОР26 в Глазго.
«[Нужно] отказаться от такого очень примитивного понимания энергоперехода как переключение некого счетчика, некого тумблера от незеленых к зеленым. Нет никакого счетчика. Нужны очень серьезные экономические просчеты, нужны серьезные технологические модели и осмысление, сколько денег и сколько лет потребует создание необходимых мощностей»,— сказал Лихачев.
Помимо этого, обществу следует отказаться и от «некоторых догм». «В частности, на мой взгляд, [нужно отказаться от] такой пещерной радиофобии. И настраивать мировую мысль на консолидацию новых технологических решений, на создание фактически четвертого поколения атомной энергетики на планете»,— заявил глава «Росатома».

По словам Лихачева, одним из результатов COP-26 стало завершение дискуссии на тему должна или не должна атомная энергетика быть безуглеродной в мировом энергобалансе.
«Мне кажется, ответ положительный («да, она должна быть») на этой конференции прозвучал в духе тех решений, принятых деклараций, выступлениях лидеров [стран], ну и в подавляющем большинстве тех информационных сюжетов и событий, которые мы видели и продолжаем смотреть по итогам это важнейшего мирового мероприятия»,— отметил он.
Лихачев добавил, что место, конкретные виды атомной генерации, развитие тех или иных технологий вес «еще предстоит осмыслить, и работа такая идет». «Но в целом можно разделить историю мировой атомной энергетики на до и после COP-26, когда эта дискуссия для большинства участников конференции пришла к положительному результату»,— считает он.
Читайте на РБК Pro

«Меня заставили»: когда суд защитит работника, даже если он уволился сам

Путь «АнтиАмазона»: как устроен маркетплейс с 4 млн продавцов

Вода на Земле становится дефицитом. Кто скупает ее уже сейчас

Как заработать на высоких ценах на сталь в 2022 году
Причин такому решению несколько, в том числе «очевидный вызов», связанный с углеродным переходом, продолжил глава «Росатома». «[Это] много разных оценок, сделанных нашими коллегами в Европейской комиссии, в Объединенном европейском институте, в экономической комиссии ООН. <…> Так или иначе на цикле генерации атомная энергетика дает нулевой углеродный след, на жизненном цикле ядерной объекта— всегда или лидирует, или делит первое и второе место с ветряной или гидрогенерацией в зависимости от системы счета по низкоуглеродности своего следа»,— сказал он.
В связи с этим вывод о безуглеродности атомной энергии, к которому пришли ученые, «сегодня очевиден», отметил Лихачев. «И в этом смысле невозможно не учитывать в мировом энергобалансе атомную энергетику как реальный рычаг в достижении углеродных целей»,— считает он.
России глобальный энергопереход обойдется примерно в 90 трлн руб. и будет длиться 28 лет, оценивал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он добавил, что у страны есть преимущество— атомные и водородные технологии. «Спрос на водород колоссальный, уже сейчас это порядка 120 млн тонн в год. По нашим оценкам, можем занять на 20-летнем горизонте более 20% мирового рынка водорода»,— уточнил Белоусов.
Для этого у России есть нужна инфраструктура, считает он. «Мы можем использовать нашу транспортную сеть, в том числе «Северный поток-2», не только для прокачки газа, но и для водорода в смеси других газов»,— пояснил первый вице-премьер.

Виктория Полякова,

Тимофей Дзядко Подпишись на Telegram РБК Получайте новости быстрее всех












