Глава Центра постсоветских исследований — о барьерах будущего меморандума Глава Центра постсоветских исследований — о проблемах двустороннего меморандума

Сюжет Переговоры в Стамбуле

Сюжет Военная операция на Украине 2 июня в Стамбуле должны встретиться российская и украинская делегации. Руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Эдуард Соловьев — о проблемах, которые должны решить стороны на пути к совместному меморандуму
2 июня в Стамбуле должна пройти встреча российской и украинских делегаций, итогом которой может стать совместный меморандум сторон о мирном урегулировании. Украина свою версию меморандума, как утверждает Киев, уже направила в Москву и Вашингтон, Москва обещает представить свой вариант в Стамбуле, чтобы избежать утечек и тенденциозных интерпретаций до начала переговоров.
Пока сложно судить о том, как будет выглядеть итоговый меморандум. Скорее всего, подготовленные Киевом и Москвой документы кардинально отличаются. Удастсяли достичь их сопряжения в ходе переговоров— большой вопрос. Прогресс уже в том, что дискуссия по поводу возможного урегулирования конфликта получает возможность сместиться с уровня хлестких заявлений, ультиматумов и мегафонной дипломатии, свойственной в последнее время не только украинской, но и европейской политической элите, на уровень более рационального и профессионального обсуждения, нацеленного на конкретный результат.

Украинская сторона, вероятно, будет стремиться сосредоточиться на модальностях прекращения огня. Российскаяже сторона, видимо, будет продвигать свое видение завершения конфликта в целом, выходящее за рамки двусторонних российско-украинских отношений и соглашений. Оно предполагает определенные обязательства со стороны западных стран, включая государства НАТО и Соединенные Штаты. Так что в меморандуме почти наверняка будет идти речь о принципах и более широких рамках урегулирования конфликта вокруг Украины.
Меморандум не является юридически обязывающим документом. В нем предполагается зафиксировать некие основные параметры возможного договора. Есть проблема, о которой много и последовательно говорит Москва, — дефицит легитимности с украинской стороны. Подписывать обязывающий юридический документ в Киеве некому. Полномочия президента Украины и Верховной рады истекли еще в 2024 году. Меморандум— это такая промежуточная форма соглашений, которые будут закреплены в перспективе в рамках договора с легитимными украинскими властями.
Позиции сторон по целому ряду ключевых вопросов диаметрально противоположны. Нынешний украинский режим не признает российский статус Крыма, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Россия настаивает на фиксации территориальных изменений, а в более широком контексте— добивается обеспечения нейтрального статуса и демилитаризации Украины. К слову— последние две темы в Киеве также отказываются обсуждать, утверждая, что цель присоединения страны к НАТО зафиксирована в Конституции и дискутировать тут не о чем, а укрепление обороноспособности является гарантией суверенитета.
На самом деледля Москвы важны не только обязательства Киева по гарантиям нейтрального, внеблокового статуса и по сокращению численного состава вооруженных сил, но и обязательства стран НАТО о нерасширении на восток, причем не только относительно Украины, но и, по меньшей мере, других стран постсоветского пространства. Пока неясно, найдетсяли в меморандуме место для таких широких политических обобщений.

В качестве программы минимум для России необходимо добиться, чтобы Украина взяла на себя обязательство не просто не вступать в НАТО, но и не допускать военного освоения странами альянса собственной территории— т.е. зафиксировала обязательства не проводить совместные учения со странами альянса, исключить присутствие иностранных войск и военной инфраструктуры, а также воздерживаться от каких-то продвинутых форм военно-технического сотрудничества. Ну и достичь признания изменившегося статуса Крыма, республик Донбасса и двух областей Новороссии. Для официального Киева до сегодняшнего дня все эти темы фактически были табуированы, поскольку означают пересечение прочерченных сегодняшним украинским руководством красных линий.
Отдельный вопрос— перспективы снятия санкций. На европейском треке обсуждать эту тему будет затруднительно до достижения устойчивого урегулирования конфликта. Поэтому антироссийские санкции, прежде всего европейские, скорее всего, сохранятся в среднесрочной перспективе, и подписание совместного российско-украинского меморандума никак на сложившуюся ситуацию не повлияет, как и на перспективы возврата незаконно замороженных российских активов.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Авторы Теги Как сохранить свои данные. Гайд для компаний













