Банк России не стал менять ключевую ставку под конец года ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых ЦБ, как и в октябре, сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Как и предполагали эксперты, Банк России еще на полтора месяца продлит паузу для оценки соотношения проинфляционных и дезинфляционных факторов

Совет директоров Банка России на заседании 16 декабря принял решение о сохранении ключевой ставки на уровне 7,5% годовых, говорится в сообщении регулятора. Такоеже решение было принято на заседании совета в октябре. До этого в течение полугода ЦБ последовательно снижал ключевую ставку на каждом заседании с рекордных 20%.

«Текущие темпы прироста цен являются умеренными, а потребительский спрос— сдержанным. Инфляционные ожидания населения и бизнеса существенно не изменились, оставаясь при этом на повышенном уровне. Вместе с тем проинфляционные риски выросли и преобладают над дезинфляционными. Это связано с ростом проинфляционного давления со стороны рынка труда, ухудшением условий внешней торговли и смягчением бюджетной политики»,— отметил Банк России.


Неизменности ставки в преддверии заседания ожидали большинство экспертов. По их словам, ЦБ необходимо было продлить паузу, чтобы оценить влияние новых проинфляционных и дезинфляционных рисков. Сам регулятор также указывал, что будет принимать дальнейшие решения по ставке «с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков».
К декабрьскому заседанию, с одной стороны, инфляция укладывалась в ожидания регулятора: по состоянию на 12 декабря годовой темп роста цен составил 12,7%, следует из данных Минэкономразвития. Этот показатель вписывается в диапазон ЦБ, который предсказывал рост цен на конец года на уровне 12–13%. «Годовая инфляция существенно снизилась с весенних пиков. Этот показатель преимущественно отражает последствия резкого роста цен в феврале—апреле 2022 года»,— указывает сам ЦБ.
С другой стороны, ожидаемая населением инфляция все еще остается на повышенных уровнях— 12,1% по данным на 8 декабря, следует из опроса «инФОМ», проведенного по заказу регулятора. О беспокойстве в отношении инфляционных ожиданий ранее заявляла и председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Читайте на РБК Pro Цвет-анальгетик: почему зеленый уменьшает боль Российских поставщиков все больше. 9 выводов о ретейле к концу 2022 года Где зарегистрировать компанию в ОАЭ: выбираем между free zone и mainland Как прогнать «самозванца» и научиться просить у работодателя больше
Одновременно усиливается давление новых проинфляционных факторов. Во-первых, Минфин пересмотрел прогноз по дефициту бюджета в этом году— вместо 0,9% он может составить 2% ВВП, отмечал глава ведомства Антон Силуанов.
Во-вторых, с 5 декабря начали действовать ограничения на экспорт российской нефти, среди которых санкции на морские перевозки и потолок цен, с 5 февраля такиеже ограничения начнут действовать и в отношении российских нефтепродуктов. Потолок цен привел к еще большему дисконту на российскую нефть Urals, что спровоцировало ослабление рубля: с 5 декабря российская валюта опустилась по отношению к доллару с 62,3 до примерно 64,5, а к евро вырос с 66 до 68,7 руб. Дополнительным негативным фактором для рубля служит и девятый пакет санкций ЕС.

Чего ждать от ЦБ в следующем году
По итогам декабрьского заседания эксперты допускали и ужесточение сигнала регулятора (в качестве подготовки рынка к дальнейшему повышению ставки), и сохранениеего нейтральным. Фактически был реализован второй вариант— риторика ЦБ осталась той же, что и в октябре, констатирует директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой.
«Тезис о сдержанной текущей инфляции, повышенных инфляционных ожиданиях и преобладании среднесрочных инфляционных рисков над дезинфляционными был дополнен такимже суждением о балансе краткосрочных рисков, хотя в октябре они были сбалансированными»,— указывает Полевой в своем обзоре. При этом ЦБ отдельно обратил внимание на увеличившийся дефицит бюджета и риски его дальнейшего расширения— это является основной головной больюрегулятора, считает Полевой. «Поэтому угроза более жесткой политики вновь упоминается в тексте»,— заключает эксперт.
На некоторое ужесточение тона пресс-релиза обратил внимание и главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев: «ЦБ усилил акцент на проинфляционных рисках, которые теперь преобладают над дезинфляционными не только на среднесрочном горизонте, но и на краткосрочном горизонте».
С учетом того, что весной 2023 года произойдет резкое снижение годовой инфляции до 2–4% из-за ухода из базы расчета высоких уровней весны 2022 года, Васильев ожидает, что Банк России продолжит сохранять ключевую ставку неизменной на ближайших заседаниях. А главный экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин прогнозирует осторожное увеличение ставки в уже в феврале-марте. К концу 2023 года он ожидает ставку на уровне как минимум 8% годовых.
Сам Банк России в релизе пишет, что «на среднесрочном горизонте баланс рисков по-прежнему смещен в сторону проинфляционных». Он сохранил свой прогноз по темпу роста цен на 2023 год на уровне 5–7% при цели 4%. «Дополнительным источником проинфляционных рисков может выступать ускорение роста реальных заработных плат, опережающего рост производительности труда. Риском также являются высокие и незаякоренные инфляционные ожидания, особенно чувствительные к курсовым колебаниям»,— говорится в сообщении ЦБ.
Дальнейшие решения он планирует принимать «с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков». Этот сигнал не изменился по сравнению с октябрем.
Авторы Теги Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок













